Вс, 28-04-24, 16:25:42
Рассполагайтесь Гость | RSS

Разговоры-разговариваем

[ Новые сообщения · Болтающие · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: molder  
Форум » Образование и Искусство » Исторические факты » Россия (О России)
Россия
знайкаДата: Вт, 10-03-09, 15:54:51 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Награды: 2
Статус: Offline
Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; напрасно вы рано встаёте, поздно просиживаете (Пс. 126, 1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и во очию нашею. И наши строители делают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать несчастный русский народ... И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих. Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междуусобной войне одна другую. Когда читаешь Плач Иеремии, невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.

Священномученик Иоанн Восторгов

Прости, прости, старая тысячелетняя Россия! На наших глазах судили, осудили тебя и приговорили к смерти... Все слилось в один вопль: возьми, распни! Знаем и мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь святою, а народ свой — богоносцем, если не в осуществлении, то хоть в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, — под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою; с сею верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великое царство. За все это тебе земной благодарный поклон. Будущая, новая жизнь России неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется народ наш или откажется от Него, пойдет ли за Ним или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ. Семя святое, люди верующие и благочестивые — те, что не преклоняют колена пред современными ваалами, как во дни Илии, — уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви — вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить и на земле.

Русский православный народ! Храни таинство веры в чистой совести и берегись соблазнов. Не верь ложным oгням, не верь сияющим обманам народовластия: оно не от Бога, не от света, не от правды, оно не во спасение, а в погибель. «Храм народовластия», предлагаемый вместо боговластия, — обман; широкий простор его свободы вместо свободы духа от греха — гибель...

О русском народе

Священномученик Андроник (Никольсний ) архиепископ Пермский и Кунгурский

Всякий раз, когда читаю или слышу евангельскую притчу Спасителя о милосердном самарянине для впавшего в разбойники, переношусь мыслею к нашей захолустной деревне, в которой так перемешано все доброе и прекрасное с разлагающим, со злом, в одно и то же время и у одного и того же человека (...) А ведь это наш родной народ и поистине богоносный. Ему по природе чуждо упоение грехом до оправдания его и одобрения творящих таковая. Не увидите вы у него свойственной недеревенскому и, еще больше, интеллигентному человеку хвастливости своим пороком, желания показать, что он-де все уже понимает, — он не мужик. Нет, наш русский человек всегда исполнен смирения, самоукорения и глубокого раскаяния: как бы он низко ни пал, он всегда скажет:

«Да, мы грешные, темные люди». Посмотрите, как он стоит в храме Божием, на молитве, и даже просто среди природы на своей полосе: он весь благоговение при детской покорности невидимому, но живо как бы ощущаемому Богу. Таково его и обычное настроение; и даже увлекаясь чем-либо, он не позабывает Бога и остается боящимся Его; и этот трепет перед Невидимым Богом многих и многих удерживал и от явного преступления голосом в сердце: а Бог видит. И все в жизни для него — дело Божие; поэтому, он в радости и счастии не превозносится, а благодарит Бога, зная, что по Его воле он случайно может легко и потерять то, что получил, а в горе и печали не падает духом до уныния, а просит у Бога силы перенести беду до конца. А смотрите, какая порука между крестьянами: сосед выгорел, его обокрали, у него недород, падеж скота, и т. п., и все ему идут на помощь без всякой хитрой системы искусных и расчетливых людей Запада, холодно пособствующих на известный градус добродетельного сердца.

Народный христианский дух доказывают и наши Власы — эти добровольные труженики на церковном или школьном деле, ничего себе не ищущие, а прилежащие к делу Божиему; и всюду они встречают участие к делу их усердия; и так их хождением, да добрым русским подаянием растут по лицу земли родной храмы Божии, да школы церковные. А странники и богомольцы, странствующие именем Христовым из обители в обитель, эти незаметные вещатели имени Божия и Его славы всюду! Своими непосредственными и благоговейными рассказами о святых местах они делают святое дело, может быть, больше многих, прямо поставленных на это дело спасения душ, утопающих в море житейском. И нужно сказать, что всюду в народе они находят себе должное внимание и отклик, сами будучи выходцами из народа.

А наши лучшие обители, украшение земли русской: Валаам, Саров, Белые горы, Глинская, Софрониева, Оптина пустыни, и даже далекий заграничный Афон, — кем они переполнены, как не выходцами из народа? Все лучшее и возвышенное, у кого душа искала простора, — все это и уходило и уходит в такие святые места, как упомянутые обители, где люди ищут света и находят его...

И дивное дело: это крестьянское царство завоевало себе почти всесветное внимание, исполняя живое просветительное дело и строем своей монастырской жизни, и своими листками духовной пищи... Вот путь, ведущий в Иерихон, где люди впадают в разбойники, пользующиеся одиночеством и беспомощностью их, и за отсутствием достаточных попечителей у народа, вводящие его во многие беды. Не уподобляйтесь, други, священнику и левиту притчи, а, выйдя на сей путь, поднимите на себя труд милосердного самарянина и сделайте для своего родного и доброго народа то, что сделал сей самарянин для неведомого ему и чужого еврея...

За что мы наказываемся

Святитель Макарий (Невский) митрополит Московский

« Како потемне злато и помрачися сребро доброе?»

Русь Святая, что сталось с тобою? Где твоя святость? Кто возвратит нам то благочестие предков наших, которые за веру православную, за дом Пречистой Богоматери, за царя самодержавного, за землю Русскую готовы были отдать все: не только имущество, но и самую жизнь? Тогда весь русский народ был, как один человек, все думали одну думу: как бы постоять за те устои, на которых стояла земля Русская: за веру, за царя, за народ благочестивый. Все сословия: и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные - составляли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец, там и нищий. Настанет ли праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и боярин с сумой для милостыни, бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, - все идут в храм Божий, и для всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома запирались с субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники, как допускают ныне, и помину не было (...)

Откуда у предков наших та мудрость, которую можно уподобить I изречениям древних мудрецов иудейских и еллинских? Все это, или почти все, благочестивый народ восприял из писаний, которые читались ему в храме и которым он научился и дома. Ныне не то стало; все пошло по-иному, но только не по-Божиему. Старое мы стали бросать, а нового доброго наживаем ли? От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго отца (...)

В старину весь русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился русский народ (...) пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от, Бога и предавшись нечестию, за это подвергался разным наказаниям, а потом семидесятилетнему плену. Чрез пророка сказано было об этом народе: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).

Нечто подобное стало и с русским народом. И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп. В верхних слоях его - отступление от Бога, отпадение от Церкви, восстание против богоучрежденной власти, крамолы и убийства, подстрекательства к бунту, убийства сановников и других верных царских слуг. В среднем сословии - торговом и ремесленном - поклонение золотому тельцу, с забвением о Боге, о правде и чести, о милости. А о простом народе с сожалением должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои пожитки; он пьет с горя, пьет с радости; все сделки у него совершаются не иначе как с выпивкой.

Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали нам как богатое наследие, с которым соединялось Божие благословение.

Не потому ли мы теперь терпим неудачи? На окраине нашего отечества идет война, столь несчастливая для нас, что как будто Господь отступил от нас и не ходит с нами в войсках наших, предавши нас позору пред народами земли. И при таком унижении мы дерзнем ли сказать: за что, Господи? Ибо знаем, что мы, будучи народом, осчастливленным Богом и удостоенным милости Его преимущественно пред другими народами, обесславили имя Его нашею жизнью. Мы можем сказать только одно: Тебе, Господи, - правда, нам же - стыдение лица!

Несчастливые во внешней войне, мы ведем и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелее внешней. Это - наша внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах. Нам грозит опасность придти в состояние того царства, которое, по Евангелию, разделившись само на себя, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем ударов; ибо пришли в состояние бесчувствия, подобно больному, пораженному параличом. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы, даже при тяжелых ударах, говорим: не больно нам! Не для того ли Господь посылает к нам, кроме общего для всей страны бедствия, еще для каждого города и области особые несчастья: в одном месте у нас повальные болезни, в другом - падеж скота, в третьем - неурожай хлеба несколько лет сряду, в четвертом - волнения молодежи, волнения среди рабочих и другие смуты, грабежи, пожары.

O, кто даст сердцу нашему сокрушение и очам нашим слезы, чтобы оплакать наши бедствия и выплакать пред Богом наше избавление?

О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаянием и получала себе избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится; принеси покаяние и плоды, достойные покаяния.

Обрати нас, Господи, и мы обратимся. А без Тебя мы и сего не можем сделать. Возстани, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради!


R
 
знайкаДата: Вт, 10-03-09, 15:56:12 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Награды: 2
Статус: Offline
Правители России: Великие князья, цари, семибоярщина.

R
 
Форум » Образование и Искусство » Исторические факты » Россия (О России)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: