Вс, 05-05-24, 07:13:34
Рассполагайтесь Гость | RSS

Разговоры-разговариваем

[ Новые сообщения · Болтающие · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Травия  
Форум » Наши увлечения, хобби » Сад-огород » Травознаи древней Руси.
Травознаи древней Руси.
ТравияДата: Чт, 10-12-09, 14:11:55 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 940
Награды: 4
Статус: Offline
Травознаи древней Руси.

Ризотомы средних веков часто самым бессовестным образом обманывали доверчивых людей. Они продавали растения, якобы возвращающие молодость, привораживающие людей и т. п. Случалось, что за фантастические выдумки о волшебных и страшных рилах трав ризотомы платились жизнью вместе с жертвами своего обмана. Тысячи ризотомов окончили свою жизнь на костре по суду инквизиции — церковной организации, боровшейся с еретиками (инакомыслящими).

Были травознаи и в Древней Руси. Поэтический образ такого травозная Древней Руси дан в стихотворении А. Толстого “Пантелей-целитель”:

Пантелей-государь ходит по полю.
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются.
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые;
И всем добрым он травам, невредными
Отвечает поклоном приветным,
А которы растут виноватые.
Тем он палкой грозит суковатою.
По листочку с благих собирает он
И мешок ими свой наполняет он
И на хворую братию бедную
Из них зелие варит целебное.

На Руси описаны многие травы в “Изборнике Святослава” XI в. В XVI в. появляются травники, описывающие лекарственные растения: “Книга, глаголемая Травник, травам всяким по азбучным словам”, “Травник тамошних и сдешних зелий”. Наряду с описаниями действительно полезных свойств трав давались описания фантастические. В старинном русском рукописном “Травнике” волшебные свойства приписывали бузиновой палке. “Выдолби с нижнего конца трость бузиновую и туда положи в порошок столченные волчьи глаза, да языки от трех ящериц зеленых, сердце собаки, да три ласточкиных сердца, к сему прибавь порошку железняка и железным набалдачником прикрой. И будет трость сия бузиновая оберегать в пути от напастей всяких и от зверя лесного и лихих людей защищать”.

Этот же “Травник” требовал, чтобы искатель трав обязательно имел скамеечку, сделанную из девяти пород хвойных деревьев: сосны, ели, горной сосны, пихты, тиса, лиственницы, кипариса, кедра и можжевельника. При вытаскивании растений из земли травознаи должен стать коленями на эту скамеечку, иначе травы потеряют целебные свойства. Отыскать же девять хвойных пород деревьев и сделать из них скамеечку было не так-то просто. Для сбора растений устанавливали только один день, а чаще всего одну ночь в году. А ночью, как известно, довольно трудно отыскать в лесу нужное растение. “В полнолуние оденься в черное и иди в лес. Иди прямо, не оглядывайся, даже в том случае, если тебе страшно. Под десятым дубом ищи лекарственную траву”.

Согласно указаниям ризотомов, валериану и полынь следовало срывать только 15 августа. Полевой цикорий, которому приписывалось свойство делать человека невидимым и защищать от пуль, необходимо было выкапывать только 25 июля. Вы все, наверное, знаете, легенду о цветке папоротника, который якобы расцветает в ночь под Ивана Купала. Об этом хорошо рассказано в повести Н. В. Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала”. На самом деле папоротник никогда не цвел и цвести не может, так как размножается спорами.

Сказание о цветении папоротника сохранилось с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Перуну был посвящен никем не виданный и “яркий как пламя” цветок папоротника. “А сия трава самая наисильнейшая над кладами — царь над цветами, трава-папороть!” — написано в древнем рукописном “Травнике”. “Цвет папорта” неуловимый, как быстро мелькающая молния, по древнему поверью, делает человека, его нашедшего, невидимкой.

А. Афанасьев в книге “Поэтические воззрения славян на природу” приводит древний рассказ. “Один крестьянин искал накануне Иванова дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст папоротника — и чудесный цветок попал ему в лапоть.

Тотчас прояснилось ему все прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о многих сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы ведьм. Когда крестьянин воротился в семью,— домашние, слыша его голос и не видя его самого, пришли в ужас; но вот он разулся и выронил цветок — и в ту же минуту все его увидели. С потерею цветка окончилось и его всеведение, даже позабыл про те места, где еще недавно любовался зарытыми сокровищами”.

«По следам Робинзона» Н. М. Верзилин

Прикрепления: 0902728.jpg (27.5 Kb)


"Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. " М.Твен
 
ТравияДата: Пт, 11-12-09, 20:56:47 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 940
Награды: 4
Статус: Offline
ИВАН ТРАВНИК-ИВАН КУПАЛА

Пришел Иван Травник, пришла пора травы собирать для лечебных и иных нужд. С этого дня разрешалось собирать травы.

Прежде всего, определялась готовность( поспелость) растительного материала к сбору. Существовало много признаков,помогающих определить степень спелости той или иной травы.Это и особенности запаха цветов(« душица она сперва прохлано пахнет,мятой…а как только аромат потеплеет – пора рвать»)и степень раскрытия цветков(« сирень сверху две-три бубочки нераскрытые- самое то»)
Листья, цветы, семена, плоды желательно было собирать при растущей луне. Корни - при убывающей луне.Травознай определял « день именин» травы, когда трава наиболее целительна. Большое значение при подготовке имело определение точного времени заготовки: одна и та же трава, взятая на одном и том же месте но в разное время, имела иногда совершенно противоположные свойства. Экипировка охотника за травами включала в себя: железный нож,холщовые мешочки для кореньев,большой короб для трав,серебряное кольцо,красная нить. Отправляясь на сбор,травознай обязан был быть чист телом: обязательно мылись, обязательно одевали чистую одежду. В начале 20 века сбор трав можно было проводить обутым,но по рассказам,в более глубокую старину обязательно надо было подходить к траве босиком .Женщинам запрещалось собирать травы во время месячных,в течении 40 дней после родов и 40 дней,если в семье кто-то умирал.В старинных травниках говорится,например,что за три дня до сбора святой вербы нужно было вести себя следующим образом: “…а был бы чист за 3 дни, и не гневен, и податлив ко всякому требующему от него”.

Прикрепления: 8955332.jpg (12.5 Kb)


"Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. " М.Твен
 
ТравияДата: Пт, 11-12-09, 21:00:08 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 940
Награды: 4
Статус: Offline
Сбор трав являлся сложным, растянутым по времени,причем от точности соблюдения пунктов этого обряда зависело качество лечебной травы..Отправляясь за травами ,знающая просила помощи у Матери Божьей;
Матерь Божия,Заступница и Утешительница,по дорогам земным Водительница!Помилуй мя (имя)грешного и недостойного,очисти душу мою от зависти и корысти,от злобы и ненависти,от коварства и помыслов злых,от двунадесяти грехов. Благослави,Мати Божия Заступница и Утешительница в путь-дорогу.Не за златом и серебром,не за мирским добром –сбираюсь я в путь неблизкий,путь дальний:,из дверей в двери из ворот в ворота,под утрешней зарей,полуночной звездой,мимо птичьего крика,мимо звериного рыка. И сохрани, Матерь Божия,Заступница и Утешительница,по дорогам земным Водительница,от бесовых прелестей,человечих напастей. При выходе из дома необходимо было положить на край стола ломтик хлеба,посыпанный солью,и пригласить всех чистых встать на защиту благого дела- сбора трав. « Благословите Старшие в путь-дороженьку дальнюю. Не сама иду-ведуть мене мати Ангия,мати Вирия,матиАзария,а мати Пятница путь кажет.А справа от меня- свят огонь,слева от меня-свят вода,позади- камянна стрела…» При подходе к месту сбора трав- лугу,лесу-необходимо было поклониться поясно на три стороны и попросить разрешения у Матери –Земли на сбор трав: «Свята мати Земля! Ты всем травам мати,древам мати!Родишь ты их по божьему разумению Помилуи мя, грешную рабу имярек, благослови мати от земли травы сбирати. от Бога зелие, от земли корение» .Существовал и другой заговор: «На море-кияне, на островеКургане, где люди не ходють, птицы не летають,звери не пробегають растеть бяреза-коряканиста,о сту ветвей,о триста сучков; сидить на березе птица Ворон - железный нос, булатный коготь; Смотрит птица Ворон на четыре стороны,на три зари. Под тои бярезой синь-свят-алатырь камень лежить,с под него студен-ключ бежить.На камне том Матерь Божия стояла,цвяты собирала,слезой умывала,слова говорила: «Напасти да болести,печали да хворости,от человека лихого.помысла злого, из чистого поля, из зелёной дубровы, - падите на бярезу -коряканисту, в железный клюв птице Ворону.»Святая Мати Божия,Предвечная Земля-Мати, благословите меня твои травы сбирати! Не похоти ради,не по дурным помыслам.а для дела богоугодного,лечебного».
Сбор каждой травы начинался с того, что перед растением травознай преклонял колении просил у травы дозволения взять ее на лекарские нужды,обязательно называя траву по имени: «Трава божия зверобой именем.Дозволь взять тебя не похот ради,а ради дела богоугодного,лечебного» .После этого ножом посолонь прочерчивался на земле вокруг кустика травы круг. Иногда окольцовывание производилось несколько иначе: сборщик держал над растением красную нитку, длиной около 2 локтей, с привязанным к ней серебряным кольцом и круговым движением обводил вокруг растения.На этом приготовления заканчивались и начинался собственно сам сбор сырья.При этом сборщик должен был либо читать без перерыва особый заговор,либо одну из трех молитв: «Отче наш», «Днесь спасению нашему начаток», « Сон Богородицы» со специфическим окончанием.
Уж ты, Матушка Мария,
Причюдная Дева Пресвятая,
Да где ты начевала?
– Да в Божьёй церкве на пристоле,
Какой мине сон страшной присни́лса,
Да будто я сына спородила.
Во Крещенье ево крестила,
Пеленой я пеленала,
Как на море, на окиане. На острове Буяне
Вырос крест купорос.
На этом кресте жиды Христа распинали,
Руки-ноги ему гвоздями прибивали,
Сердце копьем пробивали.
Из тех ран Христовых
Кровь ключом биеть.
Кровь ты кровь Христова,кровь свята-безгрешная,
Напои травы земные смой грехи человечии-
Побегла кровь Христова ручьем-рякой,напоила травы земные,смыла грехи человечьи
Травы земные напились,кровью святою умылися,от грехов человечих очистилися.
Кто ту траву с молитвою береть- от 12 болезней избавлен будеть…

Пресвятая Богородица Неувядаемый цвет

Прикрепления: 3361564.jpg (61.2 Kb)


"Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. " М.Твен
 
ТравияДата: Пт, 11-12-09, 21:24:25 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 940
Награды: 4
Статус: Offline

Сорванная трава пронималась(протаскивалась) либо через серебряное кольцо либо через часть березового ствола с дуплом.Также поступали и с выкопанными корнями.По окончании сбора под траву(иногда на землю,иногда в ямку) клался кусочек хлеба.При этом обязательно говорили: « Спасибо тебе,трава божия Зверобой именем,сестра старшая моя! Прими угощение от меня,сестры молодшай Пелагеи.прими на здравие доброе,не прогневайся»
Большое внимание обращалось на сушку трав и кореньев. Стебли травы связывались в пучки,сушились без света на чердаке.Корни старались высушить в погребе либо опять же на чердаке. После того,как трава высыхала,эти пучки развешивались в сенях и использовались по мере надобности .Особенность старинных рязанских рецептов заключается в том, что приготовление снадобья опять таки происходило согласно строгому ритуальному сценарию. Для приготовления определенного отвара могли использоваться ключевая вода, речная вода, квас, молоко. Широко применялось взваривание травы в меду.

Приготовление снадобья также сопровождалось заговорами и угощением помощников: в красный угол ставился стаканчик с медом, накрытый кусочком хлеба.
К сожалению,значительная часть старинных рецептов передавалась в изустной форме от одного травозная к другому: сборников рецептов-травников- почти не сохранилось.Использовать же те травники.которые дошли до нас,иногда крайне затруднительно из-за своеобразных названий растений: что,например,могут означать котовы муде (котовы шулята)- василек или лоскутница; куреп- горец птичий; парамон (паримой, артамон, поромон)- поповник обыкновенный, луговая ромашка (нивяник) , царь-мурам- татарник колючий (чертополох) . Или такой рецепт:
«возьми немного духмяной кашки,залей молоком –пусть постоит немного,затем в печи затоми»


С 30 годов ХХ века начинается период упадка травознайства: В жизнь крестьян входит медицина с набором всевозможных лекарственных средств.К 70-80 годам ХХ века в селах Рязанской Мещеры и Предмещерья настоящие травознаи превратились в огромную редкость,зато сбор лекарственных трав сельским населением стал едва ли не массовым явлением:в каждомдоме почиталось за правило питье травяных чаев,а в случае болезни-питье целебных сборов.
« Ну как траву собирать?вот идешь с дойки,где почище да получше- нарвешь букетик.зверобоя там,тысячелистника…Ну а остальные- это уж вот таких, как васильки синеньких…Их от поноса заваривают…Да как равать? Да просто нарвешь- и все…»

Прикрепления: 1109882.jpg (24.5 Kb) · 3665309.jpg (7.3 Kb)


"Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. " М.Твен
 
Форум » Наши увлечения, хобби » Сад-огород » Травознаи древней Руси.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: